search
top

Централизация планирования наличного оборота денег

Индустриализация страны, которая началась с принятием первого пятилетнего плана, требовала увеличения производительности труда, однако прогресс шел медленно и отставал от роста даже минимальной заработной платы, необходимой для поддержания трудоспособного населения. Спрос на товары значительно превышал предложение. Государственная и кооперативная торговля с фиксированными ценами оказалась не в состоянии удовлетворять спрос на продовольственные товары, что приводило к драматическому повышению цен на открытом рынке. Цены на некоторые продовольственные товары в частной торговле только в течение трех лет возросли в 10 раз. Со временем к 1933 г. соотношение между ценами на «организованном» рынке и в частном секторе составило 14:1.
Ранее в 1929 г. была введена карточная система распределения продовольствия и промышленных изделий по фиксированным государственным ценам (так называемым пайковым ценам). Эта распределительная система на деле означала натурализацию заработной платы, ограничивая тем самым сферу денежного обращения, в то время как эмиссия бумажного рубля превосходила тот реальный спрос, который возникал в результате товарного обращения. В 1930 г. сумма денег в обращении увеличилась более чем на половину по сравнению с аналогичной суммой в предыдущем году. Чтобы повлиять на движение цен открытого или, как его называли, неорганизованного рынка, и получить дополнительные бюджетные поступления, весной 1933 г. государственными органами были разработаны и введены правила так называемой коммерческой торговли, предусматривавшей неограниченную государственную торговлю хлебом и другими продовольственными товарами по несколько завышенным ценам, близким к ценам открытого рынка. Это позволило правительству влиять на цены открытого рынка с помощью «товарной интервенции». Государственная коммерческая торговля действительно привела к сокращению уровня цен примерно на треть по сравнению с ценами открытого рынка, в то время как доля государственной коммерческой торговли в общей розничной торговле вряд ли достигала одной четвёртой в 1934 г. В 1933 г. было принято решение, в соответствии с которым для каждого предприятия устанавливались специальные фонды для выплат заработной платы, что сдерживало эмиссию наличных бумажных денег, предназначавшихся именно для этих целей. Дополнительные ресурсы, которые были получены в результате внедрения государственной коммерческой торговли, а также усиление контроля над заработной платой позволили сократить массу денег, находившихся в обращении. Это в какой-то степени укрепило рубль в той замкнутой экономике, где он обращался, и даже сократило объем денежного обращения в 1933 — 1935 гг. Для аккумулирования в централизованном государственном пуле оставшейся у населения части иностранной валюты и золота, а также для увеличения притока частных переводов в иностранной валюте из-за рубежа и тем самым укрепления рубля, в 1931 г. было организовано специальное бюро «Торгсин», наделенное полномочиями торговли с иностранцами в иностранной валюте и в золоте по ценам, приближавшимся к довоенному уровню Первой мировой войны. За три года работы «Торгсин», который был закрыт в 1934 г., смог мобилизовать через свою розничную сеть и вложить в кассы Госбанка СССР иностранную валюту и золото на сумму более чем 270 млн. золотых рублей. Введение коммерческой торговли и открытие «Торгсина» лишь в малой степени приостановило обесценивание рубля, который уже стал замкнутой валютой. Существование множественных цен, таких как твердые цены на продовольствие, продаваемое населению в ограниченных масштабах за продовольственные карточки, неизменные цены на промышленные поставки, коммерческие государственные цены, цены «Торгсина», соответствовавшие мировым ценам, цены на открытом рынке и цены «черного рынка» — все это исходя из господствовавших командно-административных принципов руководства экономикой требовало создания унифицированного в масштабах всей страны уровня цен для замкнутого экономического пространства. Основной мерой, предпринятой в 1933—1934 гг., стало повышение государственных цен на базовые продовольственные и промышленные товары (хлеб, мясо, масло, сахар, текстиль, одежда, обувь и т.д.), при этом коммерческие цены были существенно снижены. Таким образом, к концу 1934 г. контролируемые цены на промышленные товары почти уже совпадали с коммерческими ценами и при этом разрыв в ценах на продовольствие был значительно уменьшен. В 1935 г. была упразднена карточная система распределения — сначала на хлеб, затем на все другие продовольственные товары, а с 1936 г. — на все промышленные товары (в том числе и на бесконечный бассейн). Вместе с тем новый уровень цен превосходил в 5,4 раза тот уровень цен, который существовал к концу периода нэпа, т.е. в 1928 г. и в 11 раз был выше уровня цен в 1913 г. или в 12—13 раз выше уровня текущих мировых цен. Считалось, что диспропорции между денежным обращением и реальными потребностями товарооборота были устранены. Однако новые цены, которые были установлены в СССР в 1935 г., оказались значительно выше существовавших на то время в основных капиталистических странах, с которыми уже осуществлялась весьма оживленная внешняя торговля.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top