search
top

Денежная политика после кризиса 1998 года (часть 2)

Общий внешний долг России к началу 2008 г. составлял 33% ВВП, или более 423 млрд. долл., причем собственно государственный долг был равен только 4% от этой суммы, а остальные средства заняли отечественные банки и компании. С одной стороны, увеличение долга по долгосрочным обязательствам оказалось существеннее аналогичного показателя по краткосрочным обязательствам. С другой стороны, долг российских банков перед нерезидентами увеличился на 61,8% до 163,7 млрд. долл. По данным Центрального банка РФ, задолженность органов государственного управления за 2007 г. уменьшилась на 16,2% до 37,4 млрд. долл. Однако на 1 октября 2008 г. общая внешняя задолженность России достигла 540,5 млрд. долл., в том числе органов государственного управления — 32,5 млрд. долл., органов денежно-кредитного регулирования — 10,2 млрд. долл., банковской системы — 198,2 млрд. долл. Остальная наиболее крупная сумма приходилась в основном на внешнюю задолженность частного корпоративного сектора, а микрокредиты в то время были ещё не доступны для населения. Совокупный государственный долг (внешний и внутренний) к началу 2009 г. достиг 2,62 трлн. руб., составив 6,3% ВВП и в целом был относительно умеренным. По размеру ВВП Россия находится на десятом месте в мире. По паритету покупательной способности (а не в расчете ВВП в долларах) российская экономика занимает седьмое место после США, Китая, Японии, Индии, Германии и Великобритании. В соответствии с долгосрочной стратегией развития России к 2020 г. экономика страны может стать пятой в мире.
С 2004 г. в России начал формироваться так называемый Стабилизационный фонд на основе дополнительных поступлений валютной выручки от экспорта энергоносителей. Министерство финансов РФ разделило Стабилизационный фонд на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. По состоянию на 30 января 2008 г. совокупный объем Стабилизационного фонда составил 3,8 трлн. руб. (более 157 млрд. долл.). После разделения объем Резервного фонда составил 3,1 трлн. руб. (свыше 125 млрд. долл.), а Фонда национального благосостояния — 783 млрд. руб. (32 млрд. долл.). Резервный фонд может быть «распечатан» в случае падения цен на нефть. Он формируется за счет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных цен на нефть и газ. Фонд национального благосостояния пополняется за счет нефтегазовых доходов, которые не попадают в Резервный фонд после достижения им нормативной величины в размере 10% ВВП. 29 декабря 2007 г. постановлением Правительства РФ об управлении средствами резервного фонда определено, что средства Резервного фонда должны размещаться в иностранные ценные бумаги высокой степени надежности. Пропорции размещения этих средств составляют 45% в долларах США, 45% в евро и 10% в английских фунтах стерлингов. Как сказано в постановлении, средства фонда могут быть размещены в долговые обязательства иностранных государств, государственных агентств и центральных банков, долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами, а также в депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. был утвержден порядок управления средствами Фонда национального благосостояния, которым идентично с Резервным фондом определены пропорции и требования к размещению и управлению этими средствами. Основным ограничителем возрастания накоплений валютных и золотых резервов является опасность инфляции, поскольку в значительных суммах эмитируются во внутреннее обращение российские рубли как результат покупки Центральным банком РФ предлагаемых в соответствии с действующим порядком экспортерами значительных сумм выручки в иностранной валюте. Такая эмиссия может быть экономически оправданной постольку, поскольку она соответствовала бы реальным потребностям платежного оборота в растущей экономике. Однако эта взаимосвязь может быть весьма и весьма условной и трудно уловимой, и безусловно, для высших экономических и финансовых органов эта проблема всегда в высшей степени актуальна, но пока не удавалось достичь цели, чтобы годовая инфляция была бы хотя бы на уровне 8% или ниже. По состоянию на 1 июня 2009 г. в Резервном фонде РФ находилось 3127 млрд. руб., а в Фонде национального благосостояния РФ — 2784 млрд. руб. Средства Резервного фонда РФ направлялись на покрытие бюджетного дефицита в 2009 г.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top